Краткосрочный прогноз POS-кредитования (кредиты в торговых точках) весьма неоднозначен. С одной стороны в 2016 году сам рынок кредитования вырастет на 10-15%, с другой стороны доходность этого направления для банков снизится. По прогнозам экспертов данный вид предоставления займов будет активно развиваться в РФ еще лет пять. Однако постепенно банки будут вытеснены брокерами. На текущий момент доля последних уже составляет 20-25%.
Первыми брокерами, предоставившими займы на покупки своих товаров, стали салоны «Связной» (декабрь 2011 года). Позже рынком POS-кредитования заинтересовались «Евросеть», Media Markt и т.д.
Популярность POS-кредитования объясняется прежде всего неразвитостью инфраструктуры по приему банковских карт в регионах. Также одних из главных факторов выступает нежелание населения. «Клиенты не готовы разбираться в минимальных платежах и револьверных схемах,— сообщает заместитель председателя правления ОТП банка Александр Васильев.— Они предпочитают аннуитетные платежи и фиксированный график погашения кредита».
Раз альтернативный вариант (кредитные карты) пока по популярности проигрывает, моментальные займы в торговых точках имеют большую популярность. К тому же заемщики с энтузиазмом воспринимают возможность не вмешивать в покупку третье лицо (банк), а оформить кредит непосредственно у магазина, в котором покупаешь себе новую технику, мебель и т.д.
Поэтому банки все больше теряют свою долю рынка в данном секторе. На текущий момент прибыльность POS-кредитования составляет 3-4%, но рост конкуренции заставит и этот невысокий уровень снижаться. Кроме этого ограничение максимальной ставки по потребительским кредитам также не позволит банкам крупно подзаработать на покупателях.
Согласно статистике, на конец февраля 2016 года общий объем выданных банками POS-кредитов в РФ – 194 млрд рублей. Лидерство среди банков удерживает Хоум Кредит (31% выданных кредитов). Второе место занимает ОТП банк (13,7%). Далее места делят Альфа-банк и Ренессанс Кредит.